14.07.2023 - В новом свете: почему умный дом прирастает за счет ламп и светильников
Вместе с общим снижением продаж в России электроники и техники для дома на 9% участники рынка по итогам первого полугодия фиксируют падение продаж и бытовой техники с умными функциями. По роботам-пылесосам и другим таким устройствам ударил уход из страны крупных зарубежных А-брендов, а также то, что соотечественники стали больше экономить, поясняют аналитики. Впрочем, россияне, похоже, распробовали умный свет — категории ламп, светильников и смарт-розеток, как и уже традиционно популярные умные колонки, продолжают свой рост: ассортимент здесь стал гораздо больше, чем прежде, и это самый простой способ сделать свой дом интеллектуальным, замечают эксперты
Напылесосились
По данным оператора фискальных данных «Платформа ОФД» (ежедневно обрабатывает 50–55 млн кассовых чеков с более 1,1 млн онлайн-касс в России), продажи всей электроники и бытовой техники по результатам января – июня 2023 года в целом снизились на 9%. Однако выросли при этом в целом продажи устройств с указанием в наименовании «умный/smart» и др. — речь о колонках, лампах и светильниках, розетках и выключателях.
«В условную категорию умных гаджетов поставщики и продавцы обычно выделяют устройства, которые подключаются к интернету, могут управляться голосом, взаимодействовать с системами умный дом. Такая техника все основательнее входит в наш быт», — говорят в «Платформе ОФД». По данным компании, количество покупок таких устройств за первое полугодие 2023-го выросло на 24% по сравнению с первой половиной 2022-го. Средний чек увеличился на 5% — до 4801 рубля.
При этом количество покупок роботов-пылесосов в первом полугодии снизилось на 10%, а средний чек на такое устройство составил 17 000 рублей. Выросли продажи умных ламп и светильников — на 105%, средний чек не достигает и 1000 рублей. Количество приобретенных умных колонок также продолжает расти — в первом полугодии оно увеличилось на 84%.
«Колонки и умные пылесосы многие приобретали и ранее. Однако сейчас в лидеры продаж выходят смежные устройства, дополняющие формирующуюся инфраструктуру, простые в подключении и пользовании — светильники и лампы, которые управляются голосом через колонки», — отмечают в «Платформе ОФД».
«Драйвер роста рынка умного дома в России — виртуальные ассистенты. Также набирают популярность датчики, лампочки и другие устройства, позволяющие автоматизировать бытовые процессы», — говорит руководитель «Алисы» и умных устройств «Яндекса» Сергей Мельник.
Да будет свет
В сети «М.Видео-Эльдорадо» самыми популярными товарами по объему продаж за январь – июнь стали лампочки, розетки и датчики безопасности. Спрос на колонки с виртуальными ассистентами в сети объединенного ретейлера увеличился в два раза за год. Самый большой прирост также продемонстрировали умные лампочки (их продажи выросли в 2,2 раза), датчики утечки газа (+66%) и приборы управления (+65%). В январе – июне 2023 года штучные продажи устройств для умного дома показали рост на 56% относительно прошлого года, сообщили в «М.Видео-Эльдорадо».
Снижение темпов продаж показывают те категории умных устройств, которые появились относительно давно, поясняет директор сети магазинов re:Store Расим Лемберанский. «Взять те же умные пылесосы — их продажи долго росли с низкой базы, сейчас рынок ими насытился, и спрос выравнивается. На росте спроса на умный свет сказалось упрощение пользования и снижение цены. Если раньше лампочки стоили по 9000–14 000 рублей, то теперь их можно купить за 700–800 рублей», — поясняет Лемберанский. По его словам, если не так давно умную лампочку было сложно интегрировать в систему умного дома, необходима была помощь специалиста, который через компьютер настраивал сценарии систем, то теперь сам пользователь может легко создать сценарий с помощью смартфона или колонки. «Например, если в спальне одна умная лампочка стоит в основном светильнике, а другая в ночнике, то достаточно сказать колонке «мы ложимся спать», и автоматически по сценарию выключится основной свет и включится ночник», — поясняет он.
С января по июнь 2023 года продажи товаров для умного дома в сети МТС увеличились на 30% в штуках и на 40% в деньгах. Главным драйвером роста этой категории товаров остается спрос на колонки с голосовым ассистентом — на них пришлось почти 70% всех продаж устройств для умного дома, отметили в компании. На втором месте среди самых продаваемых умных товаров в МТС — интеллектуальные системы освещения, за первые шесть месяцев продажи умных ламп и других систем освещения увеличились на 14%. Тройку востребованных умных устройств замыкают смарт-розетки, продажи которых в сети ретейлера увеличились на 10%, рассказали в компании.
По словам аналитика TelecomDaily Ильи Шатилина, раньше умный свет производили только А-бренды, и это были достаточно дорогие устройства, но за последние года полтора производство умных ламп настроило множество китайских вендоров, в том числе работающих в нижнем ценовом сегменте. Кроме того, умный свет не требует специфичной платформы для управления, как многие другие умные устройства, заключает аналитик.
«Умный дом в сознании потребителя — это все еще что-то требующее больших затрат. Управление светом — как раз один из самых базовых сценариев, и его популярность может быть связана с тем, что это еще и самое недорогое, с чего можно начать создание своего умного дома», — указывает источник Forbes на российском рынке умных устройств.
Быт не по уму
Продажи бытовой техники с умными функциями в России просели, главным образом, из-за ухода A-брендов с российского рынка, указывают аналитики. Эту категорию умной бытовой техники развивали самые известные и крупные производители, продолжает Шатилин. В «F+ tech-Марвел» поясняют, что со II квартала 2022 года на рынке электроники произошли серьезные изменения — из страны ушли крупные международные бренды, занимавшие существенную долю этого рынка, в то же время китайским и отечественным производителям понадобилось определенное время, чтобы приступить к ее замещению.
Эти выводы подтверждают данные «F+ tech-Марвел» по итогам I квартала 2023 года. Так, продажи умных холодильников в России снизились на 73,2%, до 18 100 штук. Если годом ранее безоговорочным лидером в этой категории был LG, на долю которого приходилось почти 96% всех реализованных умных холодильников, то сейчас вендор занимает 55,3%. На втором месте находится китайская Midea с долей почти 35%.
Продажи стиральных машин за I квартал 2023 года снизились на 61% — до 160 000. Год назад рынок делили Candy (48,6%), LG (24,3%) и Beko (11,6%). В этом году доли перераспределились в пользу LG (52%), Candy (22,6%) и Samsung (20,7%).
Умные чайники в I квартале продавались на 62,7% хуже, чем годом ранее: продажи снизились до 65 600 штук. Российский производитель умных чайников Redmond сохранил свою позицию лидера (65,7%), потеряв чуть более 5 п. п.
Продажи умных пылесосов также снизились, правда, всего на 0,7% — до 462 400. Китайский Mi (суббренд Xiaomi) сохранил позиции лидера (35,5%).
При этом в I квартале приросли на 5,4% (до 90 700 штук) продажи систем очистки воздуха, а также домашних акустических систем — на 107,8%, до 987 000 штук. Лидером в этой категории остается «Яндекс» с долей в 79,8%, на втором месте — VK (11%).
Ушедшие из России бренды вывели в первую очередь свои маркетинговые бюджеты и перестали спонсировать продажи техники с функциональностью умного дома, практичность которой была неочевидной, полагает аналитик Fintech Lab Сергей Вильянов. В том числе — и за счет мотивации продавцов, добавляет он. Кроме того, россияне, очевидно, стали больше экономить. Умные функции бытовой техники прибавляют 7–10% к цене устройства, но незначительно улучшают пользовательский опыт. При этом умные кондиционеры, очистители воздуха, колонки приносят больше пользы при дистанционном управлении, поясняет Сергей Вильянов.
Однако по мере наполнения рынка новыми брендами в «F+
tech-Марвел» ожидают постепенного восстановления динамики продаж, поясняет
бизнес-аналитик компании Артур Махлаюк. По его словам, сейчас потребители
изучают возможности умных устройств и в первую очередь выбирают те товары,
функции которых им понятны и кажутся востребованными в повседневной жизни,
например колонки и аудиосистемы. Сюда же можно отнести пылесосы — в этой
группе падение продаж небольшое, добавляет он. «Такие товары, как кондиционеры,
больше подвержены сезонному спросу, чем рыночной конъюнктуре. Стоимость умных холодильников и стиральных машин гораздо выше, чем обычных. Поэтому при
совершении крупных покупок люди склонны выбирать более привычные устройства с
доступной ценой», — заключает Махлаюк.
Постоянный адрес материала - В новом свете: почему умный дом прирастает за счет ламп и светильников |